В Proteus нельзя прыгать, стрелять, собирать предметы, разговаривать, копать , «крафтить», «гриндить», «фармить» и вообще что-либо делать. Если подумать, то внезапно оказавшись на необитаемом острове, в первые минуты вы едва способны на большее, чем ходить, смотреть по сторонам, сидеть и, если очень хочется, закрывать и открывать глаза. Смотреть и слушать. На первое время этого более чем достаточно.
Мир Proteus — это остров, каждый раз новый, но всегда знакомый и идеальный: с песчаными берегами, переходящими в травяные ковры, кустами, деревьями, животными и птицами, горами и озерами, с загадочными статуями, домиком на опушке и кладбищем, напоминающими хотя бы об условном существовании человеческого рода. Здесь всегда безлюдно, да и является ли человеком сам герой? День непременно сменяют вечер и ночь со звездопадом, с утра бывает дождь. Все вышеописанное имеет свой звук, сливающийся в мелодию, пока вы пробираетесь сквозь чащу или замираете между деревьев, гонитесь за зайцем или белкой, натыкаетесь на пчелиный рой или просто сидите на берегу, наблюдая закат. Звуковой ряд меняется в зависимости от того, куда вы идете, где вы находитесь и на что смотрите. Каждый новый звук идеально примкнет к основной мелодии, то парящей над нашей головой, то затихающей под мощью окружающей природы. Умеренно-зеленую весну сменяет ослепительно-зеленое лето, со стрекозами и деловитыми крабами на берегу, потом приходит коричнево-фиолетовая дождливая осень, потом зима. У каждого времени года свои лейтмотивы; эту музыку невозможно напевать, но и забыть тоже нельзя — настроение непередаваемо. Весна полна ожиданий, лето чудесно и проносится быстрее прочих, осень страшно затягивается и перетекает в мрачную зиму, на которой игра заканчивается. Все это время мы проводим, впитывая в себя яркие краски и звуки времен года.
Полет мысли независимых разработчиков все чаще заставляет обывателя усомниться, в самом ли деле ему предлагают сыграть в игру, или имеют в виду что-то другое. Данный вопрос очень интересен и достоин отдельного обсуждения, которое не заставит долго ждать. Proteus, как и немногочисленные его единомышленники, пересматривает восприятие видеоигры именно как игры. Остров Proteus интерактивен, но отклик его рассчитан только на наш слух и зрение; в каком же направлении должен мыслить игрок, остается исключительно на его усмотрение. Не стоит лукавить, что Proteus бесконечно интересен: все объекты и явления здесь можно перечислить на листе A4 не самым мелким кеглем, прогулки по острову порой затягиваются, и проводить здесь долгие часы нет никакого смысла — год проходит меньше, чем за час, но оставляет ощущение насколько простого, настолько и пронзительного путешествия.
Proteus — небольшой, но смелый эксперимент, который стоит принять к сведению всем разработчикам игр. Если, конечно, им интересно, как можно увлечь человека, не раскрывая рта и не распуская руки.