Trials Evolution — лучшая игра для тех, кто втайне мечтал получить на день рождения мотоцикл: настоящий, кроссовый. Яркий, как стрекоза, пахнущий свежей резиной и маслом. С холодными ребристыми боками двигателя, сверкающими дисковыми тормозами и лоснящейся свежим маслом цепью. Короткий «чирк!» стартера — и он уже готов покорять дюны и скакать по холмам. Все это как раз есть в Trials Evolution. Ведь, несмотря на игрушечный вид сбоку (примерно так делали мотокросс еще в восмьмибитные времена), Trials — самая лучшая, глубокая и веселая игра про мотоциклы в этой вселенной.
То, что подобные игры намного лучше чувствуют себя в двух измерениях, стало ясно еще после древней Elasto Mania — так что здесь финны RedLynx, мягко говоря, не открыли Америку. Они сделали другое важное дело: вывели двухмерный мотокросс из его браузерного Flash-подполья в абсолютные лидеры продаж Xbox Live Arcade.
Теперь это уже не гаражное искусство со всеми вытекающими, а полноценная высшая лига, и (наравне с FEZ) чуть ли не лучший XBLA-релиз за последнее всегда. Вообще, тот факт, что за звание главных платформенных эксклюзивов в 2012 году совершенно официально борются не четвертые части Halo и God of War, а загружаемые десятидолларовые инди (или, скорее, дорогие стилизации под них — см., например, Journey), уже достоин пристального внимания и тщательного изучения; но об этом как-нибудь в другой раз.
Если присмотреться, то две лучшие XBLA-игры сезона на наших глазах делают с игровыми жанрами примерно то же, что и ранний Сорокин с соцреализмом. FEZ ломает привычную механику двухмерного платформера, позволяя вертеть мир вокруг себя, а Trials Evolution — утрамбовывает дорогой, зрелищный гоночный блокбастер в два с половиной измерения. Пока вы крутите узоры над пропастью или пытаетесь загнать свой байк на абсолютно вертикальную стену, рядом происходит высадка десанта на Омаха-бич, взрываются самолеты, сходят с рельс поезда и встают из воды каменные титаны. Все практически как в последнем MotorStorm — и вот игрок чувствует себя уже не одиноким персонажем симулятора мотоциклетных трюков, а каскадером из фильма Спилберга.
И это делает игре половину успеха. Ведь суть происходящего мало изменилась со времен старых Trials 2 или той же Elasto Mania: нам снова дается набор непроходимых препятствий и ловушек, по недоразумению названный трассой, гонщик на кроссовом байке и буквально три аналоговых кнопки, чтобы управлять его равновесием. Устранив необходимость проходить повороты и соблюдать, гм, правильный апекс, RedLynx сконцентрировались на чувстве ритма и импровизации.
Игра в Trials Evolution — это как танец на мотоцикле: разгонишься слишком быстро — и вырвавшийся из рук 150-килограммовый байк через секунду грохнется на голову гонщику. Будешь слишком осторожничать — никогда не сможешь понять, где находится истинный предел, за которым лежит только безграничная любовь. И Trials Evolution каждую секунду подстегивает нас этот самый предел найти: в конце заезда гонщик все равно погибает нелепой смертью (привет Road Rash), так что и терять ему все равно особо нечего.
Первые трассы легко проскакиваются на «золото» с зажатой рукояткой газа, веселыми прыжками-переворотами и улюлюканьями, а дальше начинается уже клуб веселых и находчивых. Оказывается, что ручка тормоза нужна не меньше газа (более того, тут иногда приходится сознательно сдавать назад), а вопросы «каким лучше колесом касаться земли при приземлении на спуске» или как «как нужно перемещать вес гонщика для обеспечения лучшего зацепа заднего колеса» начинают живо интересовать даже тех, кто до этого не играл ни во что сложнее Angry Birds.
У этих игр вообще потрясающе много общего (кроме страны происхождения): абсолютно нулевой порог вхождения и быстро приобретаемая зависимость — ведь, кроме тонн стандартных мотоциклов, комбинезонов и трасс тут есть редактор с безграничными возможностями и мультиплеер. Правда, Trials Evolution совершенно невозможно представить на телефонах — это совершенно взрослая история для телевизора и геймпада. Здесь можно играть на одном экране вчетвером. Можно делиться трассами и реплеями через интернет. Можно бесконечно пытаться побить время друзей. А вот как оторваться от этой заразы — пока решительно непонятно.